Сфера земельных и имущественных отношений

Основные причины возникновения технических и реестровых ошибок в ЕГРН

 

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и, приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Например, в техническом паспорте (здесь и далее, для облегчения понимания сути, документ-основание будем называть техническим паспортом, хотя под это попадают все документы, на основании которых ведется реестр недвижимости) указана площадь 32 квадратных метра, а в записях реестра недвижимости, внесённых по этому паспорту, указана площадь 30 квадратных метров. Отсюда начинаем разбираться, как такое могло быть.

Наиболее вероятно, что оператор, при заполнении сведений, опечатался и попал по «2» вместо «0», либо неверно прочитал значение «0» как «2», такое часто происходит из-за того, что технические паспорта заполнялись от руки и почерк мог быть нечитаемым, либо условия хранения паспорта не обеспечили полную сохранность документа. Также вероятно в техническом паспорте значение «общей площади» было указано не в первой графе, как это обычно указывается, а в последней, из-за этого была внесена «жилая площадь».

Есть, также, вероятность того, что регистрация права была проведена в 2005 году по одному техническому паспорту, а на кадастровый учёт, в 2012 году, попал другой технический паспорт. Такое происходит сплошь и рядом, причина проста: изготовление технических паспортов во множестве, различными органами технической инвентаризации, по различным заказам (не обязательно граждан, а например инвентаризация города, района или республики).

Также часто относят к техническим ошибкам различие сведений, хранящихся у граждан и в реестре, при этом расхождений сведений между регистрацией права и кадастровым учётом нет. Данная ошибка не относится к техническим в контексте ведения реестра недвижимости. Её можно отнести в к реестровым, только в том случае, если внесенный в реестр недвижимости технический паспорт, будет признан ошибочным, а признать это можно только по суду.

По состоянию на август 2018 г Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) принято более 400 решений об исправлении (отказов) технических ошибок, поступивших от граждан на исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН.

 

 

 

Уважаемые заявители!

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) информирует о необходимости своевременного получения документов по результатам оказания государственных услуг Росреестра, а также возможности получения в Филиале невостребованных документов (в том числе по экстерриториальному принципу и курьерской доставке) по следующим адресам:

Кроме того информацию о порядке получения невостребованных документов можете получить, позвонив по телефонам:8(4112)408010 (доб.2235), 8(4112)408010 (доб.2220).

Наименование территориального отдела

Адрес месторасположения

График работы (дни, время)

 

Территориальный отдел     №1       с рабочим местом по Нерюнгринскому району

Нерюнгринский район,

г.    Нерюнгри,    ул. Южно-Якутская, 10

Пн.        с 09:00 до 17:00 ч.

 вт.      с 08:00 до 17:00 ч;

ср.      с 09:00 до 19:00 ч;

 чт.      с 09:00 до 17:00 ч;

пт.      с 09:00 до 17:00 ч;

сб., вс.    выходной день.

 

Территориальный отдел     №1       с рабочим местом по Алданскому району

Алданский район, г.      Алдан,      ул. Дзержинского, 30

Пн.-чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.     с 09:00 до 16:00 ч сб.,

вс.     выходные дни..

 

Территориальный отдел     №1  с рабочим местом по г. Томмот

Алданский район, г.     Томмот,     ул. Укуланская, 53

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.       с 09:00 до 16:00 ч

обед     с 13:00 до 14:00 ч; сб.,

вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел      №1       с рабочим местом по Амгинскому району

Амгинский район, с. Амга, ул. Ленина, 13

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.       с 09:00 до 16:00 ч

обед     с 13:00 до 14:00 ч; сб.,

вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел     №1       с рабочим местом по Верхоянскому району

Верхоянский район, п.     Батагай,     ул. Пушкина, 7

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.       с 09:00 до 16:00 ч

обед    с 13:00 до 14:00 ч; сб.,

вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел    № 1       с рабочим местом по Томпоскому району

Томпонский район, п. Хандыга, ул. Ю. Кудрявого, 32

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.       с 09:00 до 16:00 ч

обед     с 13:00 до 14:00 ч;

 сб., вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел     №1   с рабочим местом по

Усть-Алданекому району

Усть-Алданский район,

с.   Борогонцы,   ул. Мигалкина, 13/4

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

обед с 13:00 до 14:00 ч;

сб., вс.      выходные дни.

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом по Мегино-

Кангаласскому району

Мегино-

Кангаласский район, Нижний Вестях, ул. Ленина,44

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

обед с 13:00 до 14:00 ч;

сб., вс.      выходные дни.

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом в с. Майя

Мегино-

Кангаласский район,

с. Майя,  ул. Сыроватская, 3

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

сб., вс.      выходные дни

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом по Кобяйскому району

Кобяйский район, п. Сангар, ул. Ленина,8

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

обед с 13:00 до 14:00 ч; сб.,

вс.      выходные дни.

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом по Горному району

Горный район,

с.  Бердигестях, ул.

Ленина, 8

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.       с 09:00 до 16:00 ч

обед     с 13:00 до 14:00 ч;

сб., вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом по Намскому району

Намский  район,   с. Намцы,              ул. Октябрьская, 1

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

сб., вс.      выходные дни

 

Территориальный отдел     №2  с рабочим местом по Олекминскому району

Олекминский район,

г.   Олекминск,   ул. Молодежная, 27

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

сб., вс.      выходные дни

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом по Хангаласскому району

Хангаласский район, г.    Покровск,    ул. Орджоникидзе, 24

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

сб., вс.      выходные дни

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом по Чурапчинскому району

Чурапчинский район,

с.  Чурапча, ул. Карла Маркса, 21

Пн. - пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

сб., вс.      выходные дни.

 

Территориальный отдел     №2      с рабочим местом по Таттинскому району

Таттинский район,

 с. Ытык-Кюель,      ул. Ленина, 44

Пн.-чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.     с 09:00 до 16:00 ч

сб., вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел     №3       с рабочим местом по Мирнинскому району

Мирнинский район, г. Мирный, шоссе 50 лет Октября, 16/2

Пн. с 09:00 до 17:00 ч.

вт.  с 08:00 до 17:00 ч;

ср.  с 09:00 до 19:00 ч;

чт.  с 09:00 до 17:00 ч;

пт.  с 09:00 до 17:00 ч;

сб., вс.    выходной день.

 

Территориальный отдел     №3       с рабочим местом по г. Удачный

Мирнинский район, г.     Удачный,    ул. Новый город, 19, кв. 61

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.       с 09:00 до 16:00 ч

обед     с 13:00 до 14:00 ч;

сб., вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел     №3       с рабочим местом по Ленскому

Ленский  район,   г. Ленек,               ул. Пролетарская, 28

Пн.    с 09:00 до 17:00 ч.

вт.     с 08:00 до 17:00 ч;

ср.     с 09:00 до 19:00 ч;

чт.     с 09:00 до 17:00 ч;

пт.     с 09:00 до 17:00 ч;

сб., вс.    выходной день.

 

Территориальный отдел     №3  с рабочим местом по Нюрбинскому району

Нюрбинский район,

г. Нюрба, ул. Советская, 30

Пн.-пт. с 09:00 до 18 ч. 00 м.

сб., вс.      выходные дни.

 

Территориальный отдел     №3       с рабочим местом по Сунтарскому району

Сунтарский район, с.      Сунтар,      ул. Ленина, 26

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.       с 09:00 до 16:00 ч.

 сб., вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел     №3       с рабочим местом по Верхневилюйскому району

Верхневилюйский район,                 с. Верхневилюйск, ул. Советская, 3

Пн.-чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.      с 09:00 до 16:00 ч

обед    с 13:00 до 14:00 ч;

сб., вс.     выходные дни.

 

Территориальный отдел     №3       с рабочим местом по Вилюйскому району

Вилюйский район,

г. Вилюйск, ул. Ленина, 49/2

Пн. - чт. с 09:00 до 17 ч. 30 м.

пт.     с 09:00 до 16:00 ч.

сб., вс.     выходные дни.

 

Межрайонный отдел

г. Якутск,

 ул. Ярославского, 37

Пн.     с 09:00 до 17:30 ч.

вт.      с 08:00 до 17:30 ч;

ср.      с 09:00 до 20:00 ч;

чт.      с 09:00 до 17:30 ч;

пт.      с 09:00 до 17:00 ч;

сб., вс.      выходной день

 

 

Новости Гаранта

20 августа 2018 года

Как построить садовый дом: важные изменения для дачников

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Напомним, что ранее дачникам и садоводам, которые строили садовые домики, не было нужды сообщать об этом в органы власти: ведь в силу прямого указания Градостроительного кодекса РФ в этом случае не требуется разрешение на строительство, а ставить готовый садовый дом на кадастровый учет и регистрировать право собственности дачник и садовод тоже не был обязан, если не хотел. К тому же, регистрация такого права подразумевает налоговое бремя и может нести риски для граждан, которые состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Поэтому дачники не торопились сообщать властям о своих строительных успехах.

Однако с 4 августа 2018 года дачники-строители должны соблюдать определенную процедуру:

- для начала следует определить, какой именно дом хочется построить. Одинаковые предельные размеры - не более трех этажей и не выше 20 метров - установлены для любых дачных домов и даже домов ИЖС (об изменившихся параметрах объектов ИЖС мы рассказывали ранее). Напомним, что с 01.01.2019 "дачные" участки вообще исчезнут: они автоматически будут являться "садовыми земельными участками", зоны и территории ведения дачного хозяйства станут зонами и территориями садоводства. А вся жилая или "почти" жилая недвижимость на садовых участках будет рассматриваться либо как жилой дом - здание из комнат и вспомогательных помещений для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, - либо как садовый дом - здание сезонного использования для бытовых и иных нужд, связанных с временным пребыванием в таком здании;

- затем нужно уведомить о своих планах местную администрацию. Для этого - заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг - отправить уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома. Форма уведомления пока не утверждена, но появится в ближайшее время (см. соответствующий проект Минстроя России). Что будет в этом уведомлении? Не так много: ФИО и адрес дачника, в том числе E-mail, паспортные данные, кадастровый номер земельного участка, сведения о своих правах на землю и видах разрешенного использования участка и будущего дома, о его планируемых параметрах, об отступах от границ участка. Главное - нужно указать, что будущий дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Этим хотят положить конец новой строительной "схеме" - когда несколько сособственников шести соток под видом дачи возводят таунхаус на весь участок, а потом через суд выделяют свою "долю" в натуре;

- приступать к постройке после подачи своего уведомления пока рано. Нужно дождаться другого уведомления - уже от местной администрации - о соответствии указанных в первом уведомлении параметров дома установленным параметрам и допустимости размещения дома на земельном участке. Местные власти высылают дачнику такое уведомление, если проверка уведомления от дачника (длится 7 рабочих дней) прошла гладко. После этого у дачника появляется законное право приступать к строительству своего домика, а строительство считается согласованным. Уведомление "действует" в течение 10 лет. Если вообще никакого ответного уведомления не получено - последствия точно такие же: можно строить;

- гораздо хуже, если дачнику от местной администрации пришло уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и (или) недопустимости размещения дома на данном земельном участке. Это означает, что либо параметры возводимой постройки противоречат установленным, либо строить на этой земле жилье или садовый дом нельзя в принципе, либо дачник не имеет прав на дачный участок. Начинать стройку в такой ситуации нельзя, а чтобы сомнений в этом не возникало, местная власть должна отослать копию уведомления о несоответствии еще и в органы земельного и стройнадзора;

- после окончания строительства (не позднее месяца после окончания) дачник обязан в уже знакомом ему порядке подать в местную администрацию еще одно уведомление - об окончании строительства дома. К уведомлению нужно приложить техплан на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом. Если у дачной участка несколько владельцев - нужно приложить соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на дом;

- орган местного самоуправления проверяет сведения из уведомления и дом (его параметры). Если все хорошо, то он сам, без участия дачника, отправляет в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав на дом с необходимым пакетом документов. Затем домик ставят на учет и начинают начислять на него налог. Но если построенный дом не соответствует требованиям законодательства (которые могли, кстати, измениться за время строительства не в пользу домовладельца), то дачнику высылается еще одно, финальное, уведомление о несоответствии дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. А вот если дачник строил домик более 10 лет или не направлял первого уведомления - о планируемом строительстве - то местная администрация просто вернет документы без рассмотрения.

Приятный бонус - если дачник, который стоит в очереди на жилье, успеет зарегистрировать право собственности на свой дачный жилой дом до Нового 2019 года, то эта дачная жилплощадь не включается в расчеты для определения уровня обеспеченности жильем такого дачника и его семьи.

 

       

О порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости

на территории Республики Саха (Якутия)

 

Кадастровая стоимость представляет собой одну из важнейших характеристик конкретного объекта недвижимого имущества, позволяющих индивидуализировать его в гражданском обороте. Кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть использована в различных целях. Так, кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы или выкупной цены за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем особое значение кадастровая стоимость имеет  в целях определения размера налоговой базы при исчислении земельного налога, а также начинает приобретать и для налогобложения  недвижимого имущества.

       На территории Республики Саха (Якутия)  с 1 января 2017 года введен новый порядок опредления налоговой базы  по  налогу на имущество физических лиц  исходя из кадастровой стоимости. Данная норма касается объектов капитального строительства, в основном  жилых и нежилых зданий (жилых домов, дач, гаражей и иных) и жилых помещений (квартир) граждан. Граждане в 2018 году должны оплачивать налог на имущество физических лиц за 2017 год исходя из кадастровой стоимости.

        Кадастровая стоимость  в отношении объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости определена  вследствие проведения государственной кадастровой оценки  или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.  Объекты капитального строительства оценены в рамках массовой оценки в 2012 году.   Результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства  утверждены Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.12.2012 №605. На основании данного Постановления  средний удельный  показатель кадастровой стоимости составляет по городу Якутск  жилого дома - до 46 тысяч, квартир- до 62 тысяч, в промышленных районах до 30-40 тысяч , в остальных – до 10-20 тысяч руб/кв.м.

       Размер кадастровой стоимости объекта капитального строительства зависит  от удельного  показателя кадастровой стоимости  в зависимости от назначения и кадастрового квартала , а также напрямую зависит от площади объекта. Чем больше площадь объекта, тем больше его  кадастровая стоимость.

        В 2017 году  в ЕГРН актуализирована кадастровая стоимость  земельных участков  в составе земель с садоводческих, огороднических и дачных объединений, в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а также   в составе земель категории промышленности, энергетики, транспорта, связи и земель иного специального назначения на территории Республики Саха (Якутия)» на основании Постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).

           Средний удельный показатель кадастровой стоимости  садоводческих, огороднических объединений земель сельскохозяйственного назначения  по муниципальным районам (городским округам) составляет от 32,29 до 126,78 рублей за 1 кв. метр.

           Средний удельный показатель кадастровой стоимости  дачных объединений земель сельскохозяйственного по муниципальным районам (городским округам) составляет от 22,69 до 123,86 рублей за 1 кв. метр.

Напоминаем, что сведения  о кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости    общедоступны на сайте Росреестра по кадастровому номеру или по адресу,  а также можно бесплатно запросить сведения из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписка о зонах с особыми условиями использования территории, береговой линии (границы водного объекта), проекте межевания территории.

 

Филиал Кадастровой палаты по Республике Саха (Якутия) информирует, что сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) можно получить сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, игорных зонах, лесничествах, лесопарках, особо охраняемых природных территориях, особой экономической зоны, охотничьего угодья (далее – зоны с особыми условиями использования территории) в виде отдельной выписки из ЕГРН о зонах.

Эта выписка содержит информацию о всех реквизитах зоны, его индивидуальные обозначения: Реестровый (учетный) номер и дата его присвоения, его индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении, о создании или изменении зоны с особыми условиями использования территорий, территории объекта культурного наследия, лесничества, лесопарка, особо охраняемой природной территории, охотничьего угодья, реквизиты (дата, номер), а также источник официального опубликования этого решения.

В отношении территориальной зоны указывается наименование органа местного самоуправления, принявшего решение об утверждении, изменении правил землепользования и застройки, а также источник официального опубликования этого решения. Кроме того, при наличии, указываются кадастровые номера земельных участков, полностью или частично расположенных в границах зоны с особыми условиями использования территории, территориальной зоны, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемой природной территории, охотничьего угодья, лесничества, лесопарка, особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны

Подробную информацию о формах выписок из ЕГРН, о размерах платы за предоставление сведений и другие сведения можно получить по телефону Ведомственного центра телефонного обслуживания: 8-800-100-34-34 (звонок по России бесплатный).

Сертификат электронной подписи можно получить с помощью выездного обслуживания или визита к нотариусу

 

Удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты Росреестра упростил процедуру получения сертификата электронной подписи. Теперь заказчик может выбрать подходящий для него способ подтверждения личности: как в офисе удостоверяющего центра, так и с помощью выездного обслуживания или у нотариуса.

При выездном обслуживании процедура подтверждения личности проводится по адресу, указанному заказчиком. В случае получения услуги в нотариальной конторе нотариус проводит сверку документов и направляет в удостоверяющий центр заключение о подтверждении личности.

Данные виды услуг предоставляются на всей территории РФ. Исключение составляют Республика Крым и г. Севастополь: возможность посещения офиса удостоверяющего центра, а также услуга выездного обслуживания в настоящее время там недоступны.

Как правило, заказчиками услуг удостоверяющего центра Федеральной кадастровой палаты выступают кадастровые инженеры, арбитражные управляющие, судьи, субъекты, запрашивающие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или имеющие право получать сведения из ЕГРН на безвозмездной основе в соответствии с 218-ФЗ. Во втором квартале этого года к ним присоединились индивидуальные предприниматели. Кроме того, граждане получили возможность воспользоваться услугами удостоверяющего центра по экстерриториальному принципу.

Усиленная квалифицированная электронная подпись – аналог собственноручной подписи, имеющий юридическую силу и действительный на всей территории страны. С помощью квалифицированного сертификата можно не только подписывать различные документы в электронном виде, но и получать государственные услуги Росреестра и других ведомств.

К примеру, обладатель квалифицированного сертификата в режиме реального времени может поставить объект недвижимости на кадастровый учет, зарегистрировать права собственности на него, получить сведения из ЕГРН. А также подать статистическую отчетность в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), отправить уведомление о залоге движимого имущества в Единую информационную систему Федеральной нотариальной палаты, зарегистрировать контрольно-кассовую технику, получить ИНН, заполнить анкету для переоформления паспорта, отследить санкции ГИБДД, поставить на учет автомобиль, подать заявление для поступления в вуз и многое другое.

Напоминаем, что для получения квалифицированного сертификата необходимо зарегистрироваться на сайте удостоверяющего центра uc.kadastr.ru и оформить заявку в личном кабинете. После подтверждения личности в офисе

 удостоверяющего центра квалифицированный сертификат станет доступен в личном кабинете. Для зарегистрированных на сайте пользователей действует сервис обратной связи, с помощью которого можно обратиться в службу технической поддержки, получить консультацию, а также поставить оценку качества работы сервиса или направить предложения по его совершенствованию.

 

 

 

За оформлением договоров имущественных сделок –

в Кадастровую палату

 

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) оказывает услуги по составлению договоров имущественных сделок в простой письменной форме в частности предоставляет услуги по подготовке договоров на виды сделок, не требующих нотариального удостоверения и заключаемых между физическими лицами, между физическими и юридическими лицами, а также между юридическими лицами: договоры купли-продажи недвижимого имущества; договоры дарения недвижимого имущества; договоры аренды недвижимости.

Реализация услуг по составлению договоров имущественных сделок на базе Федеральной кадастровой палаты Росреестра предоставляет возможность получения консультаций и составление договоров для регистрации специалистами, непосредственно работающими в учетно-регистрационной сфере, что обеспечивает высокое качество оказываемых услуг. С целью оказания услуги заявителю необходимо: обратиться в офис Филиала; предоставить сотруднику Кадастровой палаты документы; необходимые для составления договора имущественной сделки; оплатить стоимость услуги;  обратиться в офис Кадастровой палаты в удобное для вас время, согласованное с сотрудником Кадастровой палаты, за получением готового договора сделки.

В соответствии с тарифами на оказание услуг, в филиале Кадастровой палаты по Республике Саха (Якутия), стоимость услуги по подготовке договора имущественной сделки составляет: консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами) за 1 договор - 850 рублей (с НДС); консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами и юридическим лицом) за 1 договор - 1600 рублей (с НДС); консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой форме (между юридическими лицами или между физическими лицами и несколькими юридическими лицами) за 1 договор – 3600 рублей (с НДС); консультационные услуги по составу пакета документов для составления договоров в простой письменной форме (без составления такого договора) за 1 договор – 350 рублей (с НДС).

Оплата осуществляется безналичным расчетом до оказания услуги по заключению договора между Заказчиком и Кадастровой палатой

Оказание  консультационных услуг по подготовке договоров в простой письменной форме осуществляется  по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского,

д. 37, каб. 104. По интересующим вопросам обращайтесь по телефону: 8(4112) 40-80-10 (доб.2209)

За оформлением договоров имущественных сделок – в Кадастровую палату

 

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) оказывает услуги по составлению договоров имущественных сделок в простой письменной форме в частности предоставляет услуги по подготовке договоров на виды сделок, не требующих нотариального удостоверения и заключаемых между физическими лицами, между физическими и юридическими лицами, а также между юридическими лицами: договоры купли-продажи недвижимого имущества; договоры дарения недвижимого имущества; договоры аренды недвижимости.

Реализация услуг по составлению договоров имущественных сделок на базе Федеральной кадастровой палаты Росреестра предоставляет возможность получения консультаций и составление договоров для регистрации специалистами, непосредственно работающими в учетно-регистрационной сфере, что обеспечивает высокое качество оказываемых услуг. С целью оказания услуги заявителю необходимо: обратиться в офис Филиала; предоставить сотруднику Кадастровой палаты документы; необходимые для составления договора имущественной сделки; оплатить стоимость услуги;  обратиться в офис Кадастровой палаты в удобное для вас время, согласованное с сотрудником Кадастровой палаты, за получением готового договора сделки.

В соответствии с тарифами на оказание услуг, в филиале Кадастровой палаты по Республике Саха (Якутия), стоимость услуги по подготовке договора имущественной сделки составляет: консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами) за 1 договор - 850 рублей (с НДС); консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами и юридическим лицом) за 1 договор - 1600 рублей (с НДС); консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой форме (между юридическими лицами или между физическими лицами и несколькими юридическими лицами) за 1 договор – 3600 рублей (с НДС); консультационные услуги по составу пакета документов для составления договоров в простой письменной форме (без составления такого договора) за 1 договор – 350 рублей (с НДС).

Оплата осуществляется безналичным расчетом до оказания услуги по заключению договора между Заказчиком и Кадастровой палатой

Оказание  консультационных услуг по подготовке договоров в простой письменной форме осуществляется  по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского,

д. 37, каб. 104. По интересующим вопросам обращайтесь по телефону: 8(4112) 40-80-10 (доб.2209)

 

 

 Количество приостановлений и отказов в постановке на кадастровый учет

 

По состоянию на 1 июня 2018 года Кадастровой палатой по Республике Саха (Якутия) принято 14,5 % решений о приостановлении и 22,4% решений об отказе от общего числа заявлений о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество решений о приостановлениях снизилось на 44%, об отказах – на 19%.

 Нередко причинами принятия решений о приостановлении или отказе являются ошибки, которые допускают кадастровые инженеры. Например, при межевании земельных участков кадастровыми инженерами используются устаревшие кадастровые планы территории, где содержатся неактуальные сведения о местоположении границ земельных участков, или при согласовании границ земельного участка со смежными собственниками такое согласование проводится с ненадлежащими лицами. 

Для снижения количества отрицательных решений по кадастровому учету и улучшения бизнес-среды региона Кадастровая палата по Республике Саха (Якутия) на постоянной основе проводит мониторинг принятых отрицательных решений и принимает все меры для улучшения качества работы кадастровых инженеров: проводит обучающие семинары, рабочие встречи и совещания, постоянно поддерживает связь с региональными представителями саморегулируемой организации кадастровых инженеров. 

Также уменьшению количества отказов и приостановлений способствует электронный сервис Росреестра «Личный кабинет кадастрового инженера», который помогает сократить сроки подготовки документов и исправить ошибки.

Документы (межевой или технический план, карта-план территории, акт обследования), прошедшие предварительную автоматизированную проверку в личном кабинете, временно помещаются в электронное хранилище на срок не более трех месяцев. При этом каждый документ получает уникальный идентифицирующий номер (УИН), на который также можно ссылаться при обращении в орган регистрации прав.

Чтобы получить доступ к сервису «Личный кабинет кадастрового инженера», необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Для работы в личном кабинете потребуется наличие электронной подписи, которую можно получить в удостоверяющем центре Кадастровой палаты.

 

В Республике Саха (Якутия) доля земельных участков с определенными границами составляет более 63%

По состоянию на первое июня 2018 года доля площади земельных участков, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с границами, установленными в соответствии с действующим законодательством, составляет более 63%.

Данный показатель входит в целевую модель «Постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества». В конце января 2017 года правительством Российской Федерации утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов. Контрольное значение этого показателя по состоянию на 31 декабря 2019 года должно достичь 60%. 

Российское законодательство не обязывает владельцев земельных участков проводить процедуру межевания. Вместе с тем наличие границ земельных участков в ЕГРН является гарантией прав собственников, исключает возникновение земельных споров с владельцами соседних участков, позволяет уплачивать налог исходя из реальной площади земельного участка. Владельцам земельных участков необходимо обозначить местоположение границ своих объектов недвижимости. Для этого нужно обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. При уточнении границ кадастровый инженер выезжает на место, делает замеры и согласовывает границы с владельцами смежных земельных участков, в случае, если сведения о границах смежного земельного участка отсутствуют в ЕГРН. 

Результатом выполненных работ будет являться межевой план, который необходимо вместе с заявлением предоставить в ближайший офис МФЦ или подать заявление на сайте Росреестра (в этом случае необходима электронная подпись). За внесение сведений о границах объекта недвижимости плата не взимается. График работы, адреса офисов МФЦ можно уточнить по телефону контактного центра Росреестра 8-800-100-34-34 (звонок бесплатный).

Казалось бы, что с 1 января 2017 года решить вопрос об изменении вида разрешённого использования земельного участка достаточно просто - нужно лишь подать соответствующее заявление в один из следующих органов:

  1. в Кадастровую палату о внесении изменений в государственный кадастровый учёт,
  2. в администрацию - об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

Процедура вроде не сложная, но результатом рассмотрения таких заявлений может стать как положительное решение вопроса, так и отрицательный ответ, причиной которого будет некое несоответствие планируемого использования участка существующим землеустроительным и градостроительным правилам, установленным в каждом муниципалитете.

Чтобы не попасть впросак и избежать негативных эмоций, к задаче изменения вида использования участка лучше подготовиться заблаговременно и основательнее, освежив в своей памяти или впервые ознакомившись с главными условиями, обеспечивающими такое изменение.

Начнём по порядку .

 Законодательная база

 Возможность изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка определена законодательно:

  • Земельным кодексом РФ (статья 8),
  • федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" №172-ФЗ от 21.12.2004 г.,
  • Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) - статья 37, пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования,
  • письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, 
  • Федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.,
  • Приказом Минэкономразвития РФ № 540«Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»,
  • Федеральным законом № 221 "О государственном кадастре недвижимости" (от 24.07.2007 г.  в ред. от 30.12.2015), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.)
  • федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (№218-ФЗ от 01.02.2017 г.),
  • Правилами землеустройства и застройки, принятыми в городских, сельских  поселениях и иных муниципальных образованиях.

Для решения задачи по изменению вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка нужно иметь некоторые знания основ “земельной и градостроительной математики”, использующей в качестве "аксиом" следующие положения: 

Анализ сведений, содержащихся в каждом из перечисленных документов, позволит получить ответ о возможности изменения ВРИ земли.

Как следует из названия, ПЗЗ - это основные правила, устанавливающие условия землепользования и застройки земельных территорий внутри границ муниципальных образований.

Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории все земельные участки физических и юридических лиц и те, что относятся к муниципальной или государственной собственности. Такие участки обладают примерно равными особенностями по использованию и застройке, например:

  • жилые зоны - включают участки под застройку индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками, застройку блокированными жилыми домами с участками, застройку индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками для временного проживания и т.д.;
  • общественно-деловые зон - объединяют участки под объекты делового, общественного, административного, научного и торгового назначения и т.д.;
  • производственные зоны представлены участками под производственные, складские объекты разных классов опасности и т.д.

Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте, то есть в установленном порядке, строго конкретизирующем правила застройки участков, находящихся внутри каждой территориальной зоны:

  1. Градостроительные регламенты устанавливаются на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальных зон.
  2. Территориальные зоны отображаются в генеральном плане муниципального образования и на карте градостроительного зонирования, являющейся одной из основных графических составляющих Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). 
  3. Территориальные зоны в генеральном плане и на карте градостроительного зонирования выделяются разными цветами, позволяющими определить границы зон.
  4. В экспликациях к генеральному плану и карте градостроительного зонирования с цветовыми обозначениями территориальных зон можно ознакомиться с их наименованиями и составом видов разрешённых использований земельных участков, допустимых для каждой территориальной зоны.

Для отдельных территорий, находящихся внутри территориальных зон, градостроительные регламенты не устанавливаются.

Это:

  • территории зелёных насаждений общего пользования
  • сельскохозяйственные угодьяв составе земель сельхозназначения
  • земли, покрытые поверхностными водами
  • земли лесного фонда
  • земли особо охраняемых природных территорий
  • земли запаса.

Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:

  • в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ,
  • в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия - решения о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении  принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия;
  • в границах территорий общего пользования;
  • занятые линейными объектами,
  • предоставленные для добычи полезных ископаемых. 

Изменение вида разрешённого использования всех таких территорий и участков запрещено.

По заявлениям об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько  причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:

  • в водоохраной, прибрежной полосе,
  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия,
  • в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования 
  • в зоне режима охраны объектов культурного наследия и т.д.

Более подробные сведения о мотивах отказов изложены ниже.

Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территории и зоны можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). 

Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка является одним из многих, но очень важных параметров градостроительного регламента, так как именно ВРИ указывает, как может быть использован тот или иной земельный участок и что конкретно на нём можно строить, или что на этом участке вести строительство вообще невозможно.

ВРИ участка можно изменять только в пределах тех возможностей, что установлены для территориальной зоны, к которой относится участок, то есть, сделав выбор из перечня тех допустимых видов использований, что установлены градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны.

Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные градостроительным регламентом, являются не разрешёнными для соответствующей территориальной зоны.

 

 

Для изменения ВРИ земельного участка требуется определённая  подготовка, в ходе которой становится понятными как сама возможность изменения, так и способ его выполнения.

1. Уточнить градостроительные регламенты территориальной зоны 

Начать подготовку к решению задачи по изменению ВРИ нужно с выяснения градостроительных регламентов, включающих в себя такие параметры, как виды использований земельных участков, установленных ПЗЗ для той функциональной зоны, к которой относится земельный участок.

Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно уточнить, заказав в при  непосредственном обращении или на сайте Росреестра и ГКН, в МФЦ, в отделе по архитектуре муниципального образования, в котором находится участок, один из следующих официальных документов:

  1. градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), содержащий, кроме чертежа и иных характеристик, сведения о всех возможных видах его использования,
  2. официальную Выписку из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка, указав его кадастровый номер, или, при условии, что известна функциональная зона, в которую попадает участок, её наименование,
  3. справку о зонировании террритории, на которой находится участок.  

Можно также ознакомиться с графическими материалами (генеральным планом муниципального образования, схемами его ПЗЗ, например, со схемой градостроительного зонирования, содержащими сведения о территориальных зонах, которые в этих планах и схемах, как сказано выше, раскрашены в разные цвета, соответствующие конкретной зоне, что позволяет наглядно определить их границы, а в экспликациях - узнать сведения о видах использования участков в конкретной зоне. 

2. Узнать допустимые виды разрешённого использования участков для территориальной зоны

Все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:

  1. основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ,
  2. условно разрешённые, назначаемые по результатам публичных слушаний,
  3. вспомогательные, не являющимися преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования.

3. Найти вид использования, соответствующий цели его изменения

 Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Из этих перечней предстоит самостоятельно выбрать тот вид, что максимально полно будет соответствовать планируемой цели изменения ВРИ, учитывая что сделать отдельный выбор из состава вспомогательных видов, не увязывая его с основным видом использования, запрещено. 

Если же планируемый вид использования будет соответствовать тому или иному виду в перечнях, указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, то к задаче по изменению ВРИ можно приступать обоснованно, но обязательно ознакомившись ещё и с видами использования участка, установленных другим документом - Классификатором ВРИ земельных участков, поскольку присвоение нового вида использования будет происходить только по этому Классификатору.

Нужно обратить внимание и на такой момент:

Разрешённое использование земельных участков, установленное в соответствии с Земельным кодексом РФ до дня утверждения Классификатора ВРИ, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору (пункт 11 статьи 34 ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

 

Особенности Классификатора ВРИ земельных участков

  • В Классификаторе в описании вида разрешённого использования указывается допустимая деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.
  • Классификатор не различает ни категории земель, ни основные, вспомогательные или условные виды разрешённого использования участков.
  • Не всегда название ВРИ земельного участка, указанного в существующих на него документах или  выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов, соответствующих ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору. Тем не менее, по нему можно найти самый подходящий вариант, поскольку виды использования в Классификаторе описаны более подробно, включая другие возможности, относящиеся, по своей сути, к вспомогательным видам деятельности, для которых не потребуется установление вспомогательных или основных видов разрешённого использования - они уже предусмотрены каждым видом разрешённого использования:

а) вид "жилищное строительство", к примеру, обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него;

б) любому виду разрешённого использования, представленному в Классификаторе, присуща возможность размещения, например, линии электропередач, водопровода, линии связи и других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него.

Классификатор ВРИ земельных участков - документ относительно новый. Он вступил в силу 24 декабря 2014 г.. Его цель - упорядочение наименований видов разрешённого использования участков. Будет действовать в течение 5 лет.

 

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

Изменение ВРИ земельного участка может происходить по одному из вариантов:

  1. при установленных градостроительных регламентах - по заявлению в кадастровую службу, (непосредственно, в МФЦ, почтовым отправлением или в электронной форме, через официального представителя) - это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, в котором в графе «изменение вида разрешённого использования» нужно указать выбранный по Классификатору вид использования земельного участка) с приложением к нему комплекта документов,
  2. при необходимости проведения публичных слушаний для установления нового вида использования участка (из состава условно разрушенных видов или при отсутствии действующих ПЗЗ) в соответствии с Классификатором, по которому выбран новый вид, - на основании заявления в администрацию, подготавливающей, по итогам публичных слушаний, постановление об изменении вида разрешённого земельного участка.

Иными словами, порядок решения вопроса будет зависеть от того, действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ, установлены или нет градостроительные регламенты, к какой группе видов использования (основных, условно разрешённых или вспомогательных), указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка.

Если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а желаемое назначение участка “попадает” в основную группу ВРИ территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава ВРИ функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Изменение прежнего ВРИ на выбранный вид использования будет производиться простым образом - через заявление в кадастровую палату.

Если же выбор ВРИ приходится на состав условно разрешённых видов использования, то для изменения прежнего ВРИ на выбранный вид использования, который опять-таки, должен соответствовать Классификатору, будут проводиться публичные слушания.

Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.

Итог слушаний - выпуск постановления муниципалитета об изменении ВРИ (постановление об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.

Задачами изменения ВРИ земельных участков могут заниматься не только их собственники, но и иные правообладатели, получившие официальное согласие владельцев (арендаторы - у арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).

Не исключено, что по результатам общественных публичных слушаний, в которых принимают участие жители муниципального образования, высказывающие свои соображения относительно изменения ВРИ, это изменение может быть ими отклонено большинством голосов по различным причинам, что будет отражено в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.

Важно знать

В случаях, когда на участках уже построены и зарегистрированы объекты капитального строительств (индивидуальный жилой дом, производственное здание, торговый центр и т.д.), изменение ВРИ участка будет происходить лишь по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек, если это назначение не соответствует новому виду использования земельного участка.

Пример

Возможно ли изменить вид разрешённого использования земельного участка, который является участком для ИЖС, на выбранный по Классификатору вид “Магазины” с описанием вида: “размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м2?

Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка и появляется предположение о возможности изменения прежнего ВРИ, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.

Техрегламенты, в частности, для магазинов (с их приёмом посетителей) устанавливают жёсткие требования по проектной документации, по допустимой удалённости объекта от участков с жилыми строениями, по безопасности самого здания и прилегающей к нему территории, по соответствию условиям его эксплуатации, по обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары, и т.д.

Так что, попытка преобразования в магазин частного дома, расположенного на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими такими же застроенными участками, окажется тщетной, ведь размещение или градостроительное преобразование размещённых на них зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, только при отсутствии градостроительных норм, запрещающих их размещение.

Вывод

Приведённый пример убеждает в том, что к задаче изменения ВРИ земельного участка нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации, которое позволит избежать ошибок и бездарных трат времени.

 

Итак, зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируются и администрации, и службы Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов разрешённых использований, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:

  • если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае - в изменении ВРИ будет отказано;
  • в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
  1. для основной группы ВРИ - без слушаний,
  2. для группы условно разрешённых видов - проведение слушаний потребуется;
  • вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами.
  • выбранный из перечня вид использования должен соответствовать наименованию в Классификаторе ВРИ или быть установленным в точном с ним соответствии (о том, как это делается рассказывается ниже).

При положительных результатах анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.

 

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка для различных вариантов

 

Решение вопроса в кадастровой службе

Если в муниципалитете действуют ППЗ, а соответственно, и градостроительные регламенты и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, и не выявлена "нестыковка" с наименованием нового вида использования с Классификатором ВРИ, заявление подаётся в Кадастровую службу или МФЦ.  

Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу - это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.

Специальная форма заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с указанием его кадастрового номера заполняется собственником или правообладателем. В графе «изменение вида разрешённого использования» нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.

К заявлению должны быть приложены:

  1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  2. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  3. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником.

Все прочие выписки - выписку из ПЗЗ, выписку из ЕГРН на участок, выписку из ЕГРН на объект недвижимости на участке (в случае его наличия), выписку из ГКН, выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) и другие материалы, необходимые для рассмотрения вопроса об изменении ВРИ земельного участка и для внесения изменений в государственный кадастровый учёт, органы Росреестра получают самостоятельно - в порядке межведомственного взаимодействия.

Если все или большую часть  выписок и документов заявитель намерен предоставить по собственной инициативе, то они должны быть получены им не ранее чем за 30 дней до дня обращения.

Государственный кадастровый учёт изменений земельного участка выполняется за 23 рабочих дня с даты подачи заявления. 

Отказ в государственном кадастровом учёте изменений земельного участка дается по следующим одной или нескольким причинам:

  1. испрашиваемый вид разрешённого использования не соответствует назначению земель, зафиксированном в государственном кадастре недвижимости;
  2. отсутствие сведений о категории земель в ГКН;
  3. несоответствие испрашиваемого ВРИ Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 от 01.09.2014;
  4. несоответствие испрашиваемого ВРИ земельного участка основным видам разрешённого использования участков по ПЗЗ, ППТ (проектам планировки территорий), ПМТ (проектам межевания территорий ) - координаты территориальных зон не внесены в государственный кадастр недвижимости;
  5. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в водоохраной, прибрежной полосе (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);  
  6. невозможность размещения земельного участка с испрашиваемым ВРИ в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия (информация о вхождении/не вхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД);
  7. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождения/не вхождении участка в зону (информация (из ИСОГД);
  8. выявление наложения границ земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности, на земли государственного лесного фонда (информация - в выписке ИСОГД);
  9. несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования (информация о вхождении или не вхождении участка в зону - в выписке из ИСОГД),
  10. отсутствие установленных в ГКН границ земельного участка;  
  11. противоречивые или недостоверные сведений в заявлении и в приложенных к нему документах,   
  12. в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах выявлена недостоверность, искажение или неполная информации,
  13. обращение без предъявления документа, позволяющего установить личность заявителя (представителя заявителя)
  14. представление заявителем документов, срок действительности которых истёк на момент поступления заявления;
  15. установление ограничения права собственности (обременение);
  16. документы содержат повреждения, не позволяющие однозначно трактовать их содержание;
  17. в документах выявлены подчистки и исправления текста;
  18. некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме заявления, поданного в бумажном или электронном виде;      
  19. отсутствие согласия одного из правообладателей (сособственника) земельного участка. 

 

Решение вопроса в местной администрации

Заявление в администрацию подаётся в случаях:

  1. при намерении собственника устранить несоответствие Классификатору ВРИ прежнего вида использования участка,
  2. при необходимости установления нового вида использования в порядке, требующем проведения публичных слушаний.

Заявление в администрацию МО об изменении ВРИ участка - это заявление об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физического лица) и (или) представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
  2. копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок
  3. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства - в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  4. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРН, или уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок;
  5. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником,

Заявитель вправе по собственной инициативе представить вместе с заявлением:

  1. кадастровую выписку о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
  2. выписку из ЕГРН о праве на земельный участок,
  3. свидетельство на право собственности, имеющееся на руках.

Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация МО запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)

Заказать услугу «Установление соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования" можно через МФЦ или в электронной форме на официальных Интернет-ресурсах муниципальных образований, где изложены все подробности о порядке предоставления услуги, сроках выполнения, требуемых для её осуществления документах и дана форма заявления.

Результатом рассмотрения заявления станет решение администрации об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору ВРИ земельных участков. Оно является юридическим основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешённом использовании земельного участка.

Решение направляется в территориальный орган Росреестра для проведения государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, а другой его экземпляр выдаётся  собственнику участка в виде документов на бумажном носителе или направляется ему в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Срок предоставления муниципальной услуги

  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков, принимается в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления;
  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, проводимого на основании публичных слушаний, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков - 45 дней со дня поступления заявления;
  • срок отправки электронных документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги определяется администрацией МО в пределах срока предоставления муниципальной услуги;
  • срок направления документов почтовым отправлением в случае неявки заявителя для личного получения документов - не более 3-х рабочих дней со дня истечения срока предоставления муниципальной услуги.

После получения решения собственнику необходимо обратиться с ним в межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», либо через МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка, указав его кадастровый номер, или  направить заявление почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Основания для отказа в предоставлении услуги:

  • отказ по причинам неправильности заявления:
  1. заявление не соответствует требованиям Административного регламента  предоставления услуги администрации МО,
  2. в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, либо наименование юридического лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги; 
  3. текст в заявлении не поддается прочтению;
  4. заявление подписано не уполномоченным лицом
  • перечень иных оснований для отказа:
  1. земельный участок был изъят из оборота, ограничен в обороте, и в отношении земельного участка принято решение о резервировании, изъятии для государственных или муниципальных нужд;
  2. заявитель не представил документы, указанные в Административном регламенте;
  3. копии документов, сведения, выписки, представленные заявителем, противоречат либо не соответствуют (полностью или частично) сведениям уполномоченных органов;
  4. ответ на межведомственный запрос, выполненный в случае непредоставления заявителем документов на право собственности, показывает отсутствие у него прав на земельный участок, в отношении которого определяется соответствие заявленного разрешённого использования виду разрешённого использования, установленному Классификатором ВРИ земельных участков,
  5. разрешённое использование земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельного участка, предусмотренным действующими ПЗЗ;
  6. письменный отказ заявителя от предоставления муниципальной услуги;
  7. перечень иных причин, изложенных выше (в разделе Мотивации отказа).

Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги может быть принято при наличии хотя бы одного из перечисленных видов оснований. В решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги причины отказа указываются в обязательном порядке.

Заявление на получение муниципальной услуги с приложением необходимых документов и при условии устранения обстоятельств отказа можно подать повторно. Датой исчисления срока выполнения муниципальной услуги в этом случае будет дата регистрации этого повторного заявления.

 

Заказ госуслуги

Для решения вопроса по изменению ВРИ земельного участка можно воспользоваться государственной услугой:

  1. по изменению и последующему установлению ВРИ земельных участков,
  2. установлению соответствия ВРИ земельных участков Классификатору,

заказать которую вполне удобно на Едином интернет-портале государственных услуг и муниципальных услуг, где указываются как стоимость работ, так и перечень документов, необходимых для её выполнения.

Под видом разрешенного использования объектов капитального строительства понимается его допустимое функциональное назначение (индивидуальный жилой дом, торговый центр, объект производственного назначения и т.д.).

Правовое регулирование установления, определения и изменения видов разрешенного использования объектов капитального строительства зависит от того, приняты ли в соответствующем населенном пункте, где расположен объект недвижимости, правила землепользования и застройки.

До принятия Правил землепользования и застройки вид разрешенного использования объектов недвижимого имущества определяется на основании данных его технического учета.

Какого-либо формального перечня видов разрешенного использования объектов капитального строительства в настоящее время не существует, равно как не существует и формализованного (установленного нормативными актами) порядка их определения.

Вид разрешенного использования объекта капитального строительства в большинстве случаев определяется на основании акта о вводе данного объекта в эксплуатацию, подписываемого в том числе с участием представителей уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку именно данным документом публично подтверждается конкретный вид функционального использования того или иного объекта капитального строительства.

До принятия правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства должно осуществляться в том же порядке, что и при изменении вида разрешенного использования земельного участка.

После принятия правил землепользования и застройки, применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства начинают действовать правила, аналогичные правилам, установленным для земельных участков.

Для каждого объекта капитального строительства устанавливаются основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования.

Основные виды разрешенного использования объектов капитального строительства, так же как основные виды разрешенного использования земельных участков, выбираются правообладателями самостоятельно без каких-либо согласований и разрешений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (например, при переводе помещений из жилого фонда в нежилой и т.п.).

Конкретные основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются правилами землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне.

Разрешенное использование земельного участка и объектов капитального строительства находятся в тесной взаимосвязи. Если применительно к незастроенному земельному участку его правообладатель выбрал один из основных видов разрешенного использования участка, то он вправе строить на участке только те объекты недвижимости, которые соответствуют набору основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства, соответствующих основному виду разрешенного использования земельного участка.

С другой стороны, изменение вида разрешенного использования существующего объекта должно быть осуществлено одновременно с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Выбор условно разрешенного вида использования объекта капитального строительства допускается при наличие соответствующего разрешения уполномоченного публичного органа.

Под вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства понимаются отдельные объекты недвижимости, технологически или функционально связанные с объектами капитального строительства, построенными или подлежащими строительству на земельном участке и отнесенные к основным или условно разрешенным видам объектов капитального строительства. Вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства выбираются правообладателями участков самостоятельно без прохождения каких-либо согласований и получения каких-либо разрешений.

Аналогично с земельными участками решаются вопросы, касающиеся эксплуатации объектов капитального строительства, не соответствующих установленными правилами землепользования и застройки (градостроительным регламентам для соответствующей территориальной зоны):

  • объекты капитального строительства могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;
  • реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции;

В случае, когда на земельный участок наложен запрет на строительство, осуществление указанной реконструкции допускается без снятия запрета на строительство.

Изменение видов разрешенного использования объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

 

Виды разрешенного использования и градостроительный регламент земельного участка

Одной из главных характеристик земельного участка, во многом определяющей его экономическую ценность, является возможность использования участка тем или иным способом.

Для каких целей может быть использован участок? Возможно ли на нем строительство капитальных объектов? Каким может быть назначение этих объектов? Каковы допустимые площадь возводимых на участке объектов, этажность и плотность застройки?

Ответы на все указанные вопросы охватываются понятием «градостроительный регламент земельного участка».

Составными элементами градостроительного регламента земельного участка являются:

Вид разрешенного использования - это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, а также существующих и возводимых на нем капитальных объектов.

Под функциональным использованием в данном случае понимается конкретный вид деятельности, который может быть осуществлен на конкретном земельном участке.

Например, на земельном участке с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» возможно строительство индивидуальных жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи. На участках «для сельскохозяйственного использования» возможно осуществление деятельности по выращиванию и/или переработке сельскохозяйственной продукции и т.д.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет возможность строительства на нем капитальных объектов, их функциональное назначение, а также возможность реконструкции уже существующих на участке капитальных объектов.

Вид разрешенного использования также является главным фактором, учитываемом при определении кадастровой стоимости земельного участка и связанных с нею платежей (земельного налога, арендной платы, платы за снятие запрета на строительство и прочее).

Предельные параметры земельного участка – это максимальный и минимальный допустимые размеры земельного участка, которые учитываются на стадии формирования земельного участка, в том числе при разделе или выделе, а также при предоставлении земельного участка. Предельные параметры устанавливаются исходя из вида разрешенного использования участка и расположенных на нем капитальных объектов с учетом санитарно-технических, пожарных и иных правил.

Предельные параметры разрешенного строительства – это максимальная допустимая площадь возводимых на участке объектов, их этажность и плотность застройки – то есть основные характеристики возможного на участке строительства.

Ограничения использования земельных участков устанавливают пределы использования земельных участков с учетом существующих публичных интересов.

Ограничения могут касаться параметров строительства (ограниченная высотность здания в связи с ее пролеганием на трассе захода на посадку воздушных судов), назначения строящихся объектов (например, запрет на размещение складов в охранной зоне ЛЭП), видов осуществляемой на участке деятельности (запрет на выгул скота в 1-й полосе защиты источников питьевого водоснабжения) и прав иных лиц на доступ к участку (доступ для обеспечения ремонта городских коммуникаций, проходящих через участок).

Основными вопросами, которые возникают на практике применительно к градостроительному регламенту земельного участка, являются:

  1. оценка правомерности установления земельному участку и капитальным объектам того или иного вида разрешенного использования, существенно влияющего на параметры его использования (возможность строительства либо реконструкции на участке, параметры такого строительства) и стоимость землепользования;
  2. определение надлежащего вида разрешенного использования земельного участка и иных элементов его градостроительного регламента;
  3. изменение вида разрешенного использования земельного участка в целях строительства/реконструкции на участке, смены профиля использования участка либо оптимизации земельных платежей;
  4. оценка экономических последствий изменения вида разрешенного использования, включая оценку платы за такое изменение и последующую корректировку земельных платежей.

 

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.

Если правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, утверждены, действует следующий порядок.

Один основной вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.

Для этого собственник обращается в орган местного самоуправления, получает выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка, после чего направляет в орган кадастрового учета заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Принятие публичными органами каких-либо решений, постановлений и прочих распорядительных актов для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой не требуется.

Правом на изменение одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой наделен собственник земельного участка.

Арендатор земельного участка связан видом разрешенного использования, установленного для участка публичным собственником, а также целью использования участка, указанной в договоре аренды, в связи с чем не может самостоятельно выбирать виды использования участка из основных и условно разрешенных видов использования земельных участков.

Кроме этого, с 01 марта 2015 года изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного на торгах, прямо запрещено законом.

Для изменения основного вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Для этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления или субъекта Федерации с соответствующим заявлением и документами, обосновывающими необходимость изменения вида использования. Публичный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида использования участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в его выдаче.

Выдача разрешения является правом, а не обязанностью публичного органа, то есть в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования может быть немотивированно отказано.

В ряде случаев изменение вида разрешенного использования может быть осуществлено в принудительном порядке.

Например, до принятия правил землепользования и застройки земельному участку и расположенным на них капитальным объектам был установлен вид разрешенного использования. После принятия правил землепользования и застройки ранее установленные для участка и капитальных объектов виды использования не вошли в перечень видов, определенных для данной территориальной зоны правилами землепользования и застройки.

По общему правилу, эксплуатация таких объектов и земельного участка без изменения вида использования возможна, если их использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Однако, если такая опасность имеется, эксплуатация капитальных объектов может быть запрещена.

Новое строительство либо реконструкция на земельном участке допустимы только при условии приведения вида использования участка и капитальных объектов в соответствие с правилами землепользования и застройки.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

Если в отношении территории, на которой расположен земельный участок, принят проект планировки, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется без проведения публичных слушаний.

 

Филиал Кадастровой палаты по Республике Саха (Якутия) напоминает, что Росреестром реализована возможность подачи заявлений на осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество по экстерриториальному принципу в каждом регионе России.

Экстерриториальный принцип - это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов независимо от места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена для заявителя с вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Прием заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов посредством личного обращения независимо от места нахождения объекта недвижимости (по экстерриториальному принципу) осуществляет и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Саха (Якутия). Перечень офисов, в которые можно подать соответствующее заявление по экстерриториальному принципу размещен на сайте Росреестра rosreestr.ru.

 Прием документов на государственную регистрацию прав по экстерриториальному принципу на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется во всех офисах приема - выдачи документов филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Саха (Якутия), за исключением офиса, находящегося в территориальном отделе №3 в п.Айхал. В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу регистрацию прав, сделок, ограничений и обременений проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости. Регистрация проводится на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также их соответствия требованиям закона. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающая проведение регистрации по экстерриториальному принципу, содержит информацию о государственном регистраторе, осуществившем регистрационные действия, и заверяется государственным регистратором по месту приема документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приема документов и содержит слова "Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта", а также наименование соответствующего территориального органа.

Экстерриториальный принцип оказания государственных услуг предоставляет заявителям возможность обращаться за услугой в любом регионе России, независимо от места нахождения объекта недвижимости, на который регистрируется право. Это многократно повышает удобство получения услуги, сокращает временные и финансовые затраты граждан и представителей бизнеса на ее получение в случае если совершают операцию с недвижимостью, расположенной в другом регионе. 

В целях повышения информированности населения по земельным вопросам Окружная Администрация ГО «Жатай» планирует 26 апреля 2018 г. провести «день открытых дверей» для населения Время проведения мероприятия: с 9.00 до 13.00 ч., с 14.00 до 16.00 ч. Место проведения мероприятия: Республика Саха (Якутия), Городской округ «Жатай», п. Жатай, ул. Северная д. 29, Окружная Администрация ГО «Жатай», отдел имущественных и земельных отношений, кааб. №6.

28 апреля 2018 г. будет организована работа «горячей линии» по телефону (4112) 24-76-41.

Информирование граждан будет осуществляться специалистами отдела имущественных и земельных отношений Окружной Администрации ГО «Жатай».

Филиал Кадастровой палаты по Республике Саха(Якутия) с начала 2018 года приступил к оказанию развернутых консультационных услуг в области операций с недвижимостью, к кадастровым и землеустроительным работам. Изменения в Уставе Кадастровой палаты учитывают потребности в новых видах деятельности сразу в нескольких сферах кадастровых отношений. Этому решению предшествовала длительная подготовительная работа, в ходе которой анализировались потребности органов власти всех уровней, практика работы с различными потребителями услуг.

Предлагая новые услуги, Кадастровая палата стремится к внесению в кадастр достоверных сведений, уточнению границ, нормализации земельно-имущественных отношений. Наша миссия – неполучение прибыли, а решение государственных и общественных задач.

Среди жителей республики все более популярной становится новая дополнительная услуга Кадастровой палаты по консультированию и помощи в составлении договоров, не требующих нотариального заверения. Это связано с тем, что неправильно подготовленный договор, впоследствии может стать причиной судебных разбирательств и привести к потере крупных денежных средств.

При обращении за консультацией в Кадастровую палату по Республике Саха (Якутия) гражданин получает определенные преимущества, такие как гарантия качества государственного учреждения и сравнительно низкая и доступная цена.

Теперь жители республики могут обратиться в Филиал Кадастровой палаты за помощью в подготовке ряда документов (договоров купли-продажи земельных участков, договоров купли-продажи земельных участков с домом, договоров купли-продажи квартир, комнат и т.д). А также за оказанием консультационных услуг, связанных с подготовкой договоров в простой письменной форме: консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами) за 1 договор - 850 рублей (с НДС); консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой письменной форме (между физическими лицами и юридическим лицом) за 1 договор - 1600 рублей (с НДС); консультационные услуги по подготовке проектов договоров в простой форме (между юридическими лицами или между физическими лицами и несколькими юридическими лицами) за 1 договор – 3600 рублей (с НДС); консультационные услуги по составу пакета документов для составления договоров в простой письменной форме (без составления такого договора) за 1 договор – 350 рублей (с НДС).

Оплата осуществляется безналичным расчетом до оказания услуги по заключению договора между Заказчиком и Кадастровой палатой по Республике Саха(Якутия).

Реализация услуг по составлению договоров имущественных сделок на базе Кадастровой палаты предоставляет возможность получения консультаций и составление договоров специалистами, непосредственно работающими в учетно-регистрационной сфере, что обеспечивает высокое качество оказываемых услуг и знание темы. Кроме того это оказание услуг не частным предпринимателем, цель которого извлечение прибыли, а государственным учреждением, важнейшей целью которого является повышение качества и доступности государственных услуг, стоимость услуг по консультированию и составлению договоров одна из самых низких на рынке.

То, что Кадастровая палата получила возможность выполнять кадастровые работы – это мера по развитию конкуренции на рынке кадастровых услуг. Речь идет о классическом понимании конкуренции. Чем больше производителей и поставщиков, тем выгоднее положение клиента. Поэтому понятно, что желание не пустить кого-то на рынок услуг или желание оградить сферу своей работы от новых игроков – это действия, прямо противоречащие духу конкуренции. Из этого видно, что те, кто не хочет, чтобы Кадастровая палата выполняла работы, в которых нуждаются население, бизнес и госорганы, – это люди, которые боятся конкуренции. Они чувствуют свою слабость или заняли определенную нишу на своем рынке услуг и боятся ее потерять. Появление нового поставщика услуг в виде Кадастровой палаты отвечает интересам граждан, предпринимателей, органов власти и самоуправления.

Оказание консультационных услуг по подготовке договоров в простой письменной форме осуществляется  по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского, д. 37, каб. 104. Т.40-80-10 (доб.2209).