Экспертно-аналитические мероприятия (7)
Информация по итогам проведенного параллельного со Счетной палатой Республики Саха (Якутия) экспертно-аналитического мероприятия
Автор Чумилин Артем
«Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских м сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения»
Председателем Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» 15 июля 2024 года утверждены итоги параллельного со Счетной палатой Республики Саха (Якутия) экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских м сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения».
Проверяемый период: 2022-2023 годы, истекший период 2024 года (при необходимости наиболее ранние периоды)
Объекты экспертно-аналитического мероприятия:
Окружная администрация ГО «Жатай», Акционерное общество «Водоканал».
Цель экспертно-аналитического мероприятия:
Оценить соответствие концессионных соглашений законодательным и иным нормативным правовым актам, и их реализацию в соответствии с первоначальными параметрами, установленными при их заключении (аудит соответствия)
По итогам проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
30 июня 2020 года между Городским округом «Жатай» (далее – Концедент), Муниципальным унитарным предприятием «Жатайтеплосеть» (далее – со стороны Концедента), Акционерным обществом «Водоканал» (далее – Концессионер) и Республикой Саха (Якутия) (далее – самостоятельная сторона) заключено Концессионное соглашение по реконструкции и использованию (эксплуатации) объекта водоотведения.
Целью Концессии является реконструкция (создание) объекта водоотведения «Канализационные очистные сооружения производительностью 1500 м3/сутки», что соответствует требованиям п.1 ст. 3 и п.11 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон 115-ФЗ).
Заключенная Концессия в целом соответствует требованиям, установленным ст. 42 Федерального закона 115-ФЗ и примерному концессионному соглашению за исключением невключения в Концессию пункта об обязательном предоставлении Концессионером по запросу Концедента информации об исполнении Концессионером обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением (пункт 94 примерного концессионного соглашения). Условия Концессии соответствуют требованиям, установленным главой 4 Федерального закона 115-ФЗ.
Обязательства по объему инвестиций соразмерны (соответствуют) стоимости передаваемого имущества и составили 481 524,7 тыс. рублей. Финансирование Концессионера Концедентом произведено в полном объеме в размере 329 322,1 тыс. рублей. В Концессию не внесены изменения по источникам финансирования проекта. Концессионером в целях реализации Концессии привлечен кредит на основании Кредитного договора.
В Инвестиционной программе Концессионера на 2018-2023 годы, предусмотрены мероприятия по «Реконструкции сооружений по очистке канализационных сточных вод (КОС) производительностью 1500 м3/сут. в п. Жатай». В Инвестиционной программе Концессионера на 2024-2028 годы предусмотрены мероприятия по погашению основного долга по кредиту и погашение процентов по привлеченному кредиту
Пунктом 9.1. Концессии определено, что Концессия вступает в силу с момента ее подписания и действует до 31 декабря 2035 года (срок действия Концессии 15 лет). Срок ввода объекта в эксплуатацию – до 01 июля 2022 года.
Инвестиции, предусмотренные Концессией осуществлены в 2020-2022 годах в период реконструкции объекта Концессии, то есть в течение первой трети срока Концессии (первая треть срока до 2025 года).
Меры ответственности в случае неисполнения сторонами концессионного соглашения обязательств определены в разделе 13 Концессии. Меры ответственности являются конкретными и соразмерными и соответствуют требованиям, установленным ст. 12, ст. 16 Федерального закона №115-ФЗ и пунктам 99-108 Примерного Соглашения.
За период 30.06.2020 года 01.06.2024 года меры ответственности не применялись.
Концессией не предусмотрено предоставление отчетности Концессионера о реализации соглашений Концеденту. Концессией не установлены требования по предоставлению Концессионером отчетности и сроков предоставления отчетности.
Концессия заключена без проведения конкурсных процедур. После подписания Концессии корректировка долгосрочных параметров тарифного регулирования не проводилась.
Запланированные результаты реализации отдельных этапов Концессии, срок исполнения которых наступил в проверяемом периоде, достигнуты. Объект введен в эксплуатацию 27 июня 2022 года (по измененному сроку ввода в эксплуатацию – до 01 июля 2022 года).
Концессионер осуществляет деятельность по предоставлению услуг по водоотведению (очистке сточных вод) на основании наделения статусом гарантирующей организации в сфере централизованного водоотведения в городском округе «Жатай» в соответствии с постановлением ГО «Жатай» от 25.06.2021 года № 85 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории городского округа «Жатай»».
10.07.2024 года Председателем КСП ГО «Жатай» с представителями ОА ГО «Жатай» и АО «Водоканал» произведен визуальный осмотр объекта и составлен «Акт обследования объекта. Визуальным осмотром установлено, что все переданное имущество и оборудование находится в наличии по адресу: п. Жатай, ул. Северная, д.2 корп.3. При осмотре административного здания установлены мелкие недочеты в части внутренней отделки (трещины мелкие, следы потеков). При этом, Концессионером дополнительно за счет собственных средств на территории объекта возведен холодный склад для складирования отходов (обезвоженный осадок, песок с песколовок). Территория содержится в хорошем состоянии, чисто.
Концессионером осуществляется деятельность по предоставлению услуг по водоотведению (очистке сточных вод), по тарифам установленным Постановлением ГКЦ РС(Я) от 16.12.2020 № 278 (ред. от 27.12.2023) «Об установлении долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования на услуги водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям Республики Саха (Якутия), на 2021 - 2025 годы».
В нарушение ч.3 ст.8, ст. 9 Федерального закона 115-ФЗ и пп.12.1, 12.4. Концессии Концедентом не осуществлялся контроль за соблюдением Концессионером условий Концессии и Акты об осуществлении контроля не размещены на официальной странице ГО «Жатай» в сети Интернет.
Концессией установлены плановые показатели реализации Концессии на каждый год реализации (2020-2035 года), в том числе долгосрочные параметры.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в нарушение ст. 9 Федерального закона 115-ФЗ, п. 15.3. Концессии Концедентом и Концессионером ежегодно не проводился анализ фактических объемов в сравнении с плановыми значениями.
При этом установлено, что наблюдается ежегодное увеличение фактического объема очистки сточных вод, что выше запланированных долгосрочных параметров
В нарушение требований п.1 ч.1 ст. 10, ч.1 ст.43 Федерального закона 115-ФЗ и пункта 15.7 Концессии, при отсутствии согласия на изменение условий концессионного соглашения, предоставляемого антимонопольным органом, заключено дополнительное соглашение № 1 от 30.12.2021 года, в части изменения существенных условий Концессии (изменение срока ввода объекта в эксплуатацию).
По итогам проведенного экспертно-аналитического мероприятия Окружной Администрации ГО «Жатай» и Акционерному обществу «Водоканал» направлены предложения по устранению выявленных нарушений.