Прокуратура разъясняет (384)
Правовая ответственность за невыплату заработной платы работодателем
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Ответственность за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, частичную или полную её невыплату регламентирована положениями ТК РФ, КоАП РФ и УК РФ.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Совершение данных правонарушений влечёт административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 рублей до 20 000 рублей, на индивидуальных предпринимателей от 1000 рублей до 5 000 рублей, на юридических лиц от 30 000 рублей до 50 000 рублей.
При повторном нарушении ответственность наступает по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ и налагается штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или применяется дисквалификация на срок от одного года до трёх лет, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом, невыплата заработной платы может повлечь и уголовную ответственность руководителя организации или предпринимателя, являющегося работодателем, по ст. 145.1 УК РФ.
Уголовная ответственность работодателя по статье 145.1 УК РФ наступает в случаях, когда работодателем частично не выплачивается свыше трёх месяцев заработная плата, пенсия, стипендия, пособия и иные установленные законом выплаты (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ), либо если совершена их полная невыплата свыше двух месяцев (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ).
При этом подлежат уголовной ответственности физические лица - работодатели, совершившие преступления из корыстной или иной личной заинтересованности при наличии реальной финансовой возможности для выплаты, либо при отсутствие такой возможности вследствие неправомерных действий данных лиц.
Так, к примеру в текущем году, прокуратурой г. Якутска в ходе надзорных мероприятий установлено, что учреждение автономной некоммерческой организации «Северный медицинский колледж» и общество с ограниченной ответственностью «Мегаполис 2005» имеют задолженность по выплате заработной платы перед 35 работниками на сумму более 900 тыс. рублей. Их учредителем является одно лицо.
В целях защиты трудовых прав граждан прокуратура приняла комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе внесла учредителю организаций представление, юридические лица привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата в установленный срок заработной платы) с назначением штрафов на общую сумму 140 тыс.рублей.
Кроме того, прокуратура направила материалы проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.
По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы).
Восстановление прав граждан на оплату труда, а также расследование уголовного дела находится на контроле прокуратуры.
«С 1 марта 2023 года устанавливается новый порядок освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование».
Постановлением Правительства № 1882 от 21.10.2022 утверждены новые Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В частности, предусмотрено, что перед освидетельствованием должностное лицо информирует водителя о порядке освидетельствования с применением средства измерений (в соответствии с руководством по эксплуатации средства измерений), наличии сведений о результатах поверки данного средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооружённых Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностным лицом военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых либо с применением видеозаписи.
Кроме того, предусмотрено, что должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции доставляет водителя транспортного средства к месту проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за исключением случаев медицинской эвакуации лица при состояниях, представляющих угрозу его жизни, в целях спасения жизни и сохранения здоровья.
С введением в действие данных Правил Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 №475, регулирующее аналогичные правоотношения, прекращает своё действие. Срок действия новых Правил ограничен 1 марта 2029 года.
«В г. Якутске мужчина осуждён к реальному сроку лишению свободы за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения».
Прокуратура города Якутска поддержано государственное обвинение в отношении 28- летнего жителя города Якутска. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 264.1 УК РФ (управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ).
В суде установлено, что подсудимый, имея судимость за управление транспортным средством в состоянии опьянения, не сделав для себя должных выводов, в апреле 2022 года вновь сел за руль автомобиля в нетрезвом состоянии, ставя под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения. Его противоправные действия пресечены сотрудниками государственной автоинспекции.
По результатам рассмотрения уголовного дела, суд с учётом мнения государственного обвинителя,приговорил мужчину к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения. Он также лишён права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 4 года 6 месяцев.
Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован сторонами.
«Усилено наказание лицами, лишёнными водительских прав, а также введена конфискация транспортных средств».
С 25.07.2022 вступили в законную силу изменения в Уголовный кодекс РФ, касающиеся уголовной ответственности за управление транспортными средствами и конфискации автомобиля.
Транспортные средства, принадлежащие обвиняемому и использованные им при совершении преступления, предусмотренного статьями 264.1, 264.2 или 264.3 УК РФ, будут конфискованы в доход государства в случае вынесения обвинительного приговора.
Кроме того, федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ введена в действие статья 264.3 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, лишённым права управления таким средством и подвергнутым административному наказанию.
Так, в силу ч.1 ст. 264.3 УК РФ управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 4 статьи 12.7 КоАП РФ, наказывается виде штрафа в размере от 150 тыс. руб. до 250 тыс. руб. с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 2 лет; обязательные работы до 360 часов с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 2 лет; принудительные работы до 1 года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 2 лет; лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 2 лет.
Часть 2 статьи предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, лишённым права управления таким средством и имеющим судимость за такое преступление ранее.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание:
- штраф от 200 до 300 тыс. руб. с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет,
- обязательные работы до 480 часов с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет,
- принудительные работы до 2 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет,
- лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет.
Статья 264 УК РФ дополнена ответственностью за нарушение правил дорожного движения, повлёкшее по неосторожности тяжкий вред здоровью, смерть человека, смерть двух и более лиц, если оно совершено лицом, не имеющим или лишённым права управления транспортными средствами.
«Признание арбитражным судом гражданина банкротом влечёт для него серьёзные последствия»
Всем имуществом должника, признанного банкротом, распоряжается финансовый управляющий, однако должник не лишён права обжаловать его действия при возникновении спорных ситуаций.
В течение 5 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе:
-брать кредиты и (или) займы без указания факта своего банкротства;
- заявить о повторном банкротстве (если в течение этого периода гражданин будет повторно признан банкротом по инициативе кредиторов, то в случае реализации кредиторов, то в случае реализации имущества правило об освобождении его от обязательств не применяется).
Гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицо в течение следующего периода времени:
10 лет в отношении кредитной организации;
5 лет относительно страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании;
3 года в отношение иных организаций.
Если гражданин является ИП, то в течение 5 лет с даты признания его банкротом он не вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность.
С момента принятия решения о признании предпринимателя банкротом утрачивает силу государственная регистрация в качестве ИП, аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Прокуратура разъясняет.
Действующим законодательством ранее была предусмотрена возможность получения гражданином РФ (матерью или отцом) - заемщиком по ипотечному жилищному кредиту при рождении у них в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года (в новой редакции закона – до 31 декабря 2023 года!) третьего или последующих детей - денежных средств, которые могли быть направлены на погашение (полное или частичное) задолженности по ипотечному кредиту (займу).
Погашение обязательств было возможно при условии, что недвижимость поступит в долевую собственность гражданина (матери или отца) либо в общую собственность супругов.
Закон не предусматривал возможности для реализация этой меры поддержки, если покупаемое посредством приобретения доли (долей) в объекте недвижимости жилое помещение поступит в собственность не только супруга (супругов), но и их детей.
Вместе с тем, в силу закона в случае использования многодетными семьями средств материнского (семейного) капитала на цели приобретения недвижимости или досрочного погашения задолженности по ипотечным кредитам граждане обязаны выделять детям доли в праве общей собственности на объект недвижимости. В результате, эти семьи не могли воспользоваться вышеназванной мерой поддержки для полного (частичного) погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу).
Данная правовая коллизия устранена Федеральным законом от 14.07.2022 N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
В настоящее время, многодетные семьи смогут беспрепятственно реализовывать меры государственной поддержки, выделяемые семьям с детьми для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам). В том числе, при условии, что в результате приобретения на территории Российской Федерации доли (долей) в объекте недвижимости жилое помещение поступает в собственность не только гражданина (многодетной матери или многодетного отца), но и его ребенка (детей), либо в общую собственность супругов, либо в общую собственность супругов и их ребенка (детей);
Эти требования закона распространяются и на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (14.07.2022).
Погасить полностью или частично ипотеку из этих средств можно будет до 1 июля 2024 года.
«Покупка алкоголя для несовершеннолетних влечет за собой ответственность».
В летние каникулы, когда подростки проводят больше времени на улице и, нередко, в магазинах можно услышать просьбу прибрести алкоголь, сигареты для компании несовершеннолетних.
Необходимо помнить, что ответственность предусмотрена не только за продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним, но и для покупателя, который приобрел продукцию для передачи детям.
В магазинах, реализующих алкоголь, можно наблюдать ситуацию, когда продавец просит у покупателя паспорт, чтобы убедиться в его совершеннолетии, такие требования законны.
Если же несовершеннолетнему будет продан алкоголь, в том числе неоднократно, то это может повлечь административную и уголовную ответственность. Кроме того, продавец может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности.
В случае продажи алкоголя несовершеннолетнему, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за розничную продажу алкоголя несовершеннолетнему, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяние. За данное правонарушение предусмотрен штраф:
для граждан - от 30 000 до 50 000 руб.;
для должностных лиц - от 100 000 руб. до 200 000 руб.;
для юрлиц - от 300 000 руб. до 500 000 руб.
Также, за повторную продажу алкоголя предусмотрена уголовная ответственность продавца по ст. 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Взрослые, покупающие спиртные напитки для детей, не задумываются, чем может обернуться такая «помощь», откуда денежные средства, каким будет поведение подростков после распития спиртных напитков, что подростки могут стать жертвами преступлений и сами совершить противоправные действия.
Кроме того, в силу статьи 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штраф от одной тысячи до трех тысяч рублей для граждан за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, наказывается наложением административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Прокуратура разъясняет
В настоящее время продолжается цифровая трансформация принудительного исполнения исполнительных документов.
Целями создания являются: повышение осведомленности сторон исполнительного производства, повышение прозрачности работы судебного пристава по исполнительному производству для сторон исполнительного производства, упрощение процесса предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение, упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов.
Федеральным закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусмотрена возможность автоматического принятия решений по вопросам: возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, приостановления исполнительного производства, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, и др.
При этом служба будет учитывать, есть ли в системе о государственных и муниципальных платежах сведения о неуплате в срок штрафов за нарушение законодательства. Решение примут в форме постановления ФССП, в котором среди прочего укажут идентификатор начисления. Документ направят участнику исполнительного производства, например, через Госуслуги. По общему правилу подать жалобу на постановление ФССП разрешат приставу, который ведет производство, и в суд.
Прокуратура разъясняет!
С 1 июля 2022 года вступили в силу изменения в статью 14.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая дополнена частями 5-10, предусматривающими административную ответственность за отдельные нарушения законодательства РФ о туристской деятельности.
Так, установлена ответственность за:
- невнесение туроператором сведений о турагенте, осуществляющем продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, в единый федеральный реестр турагентов, субагентов, внесение сведений о турагенте в реестр турагентов с нарушением порядка, предусмотренного законодательством РФ, либо внесение в реестр турагентов недостоверных сведений;
- невнесение турагентом сведений о субагенте, осуществляющем продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, в реестр турагентов, внесение сведений о субагенте в реестр турагентов с нарушением порядка, предусмотренного законодательством РФ, либо внесение в реестр турагентов недостоверных сведений;
- осуществление турагентской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре турагентов, либо лицом, не имеющим права на осуществление турагентской деятельности;
- осуществление турагентом деятельности по продвижению и реализации туристского продукта при отсутствии в реестре турагентов сведений о заключении между турагентом и туроператором, сформировавшим туристский продукт, договора на продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором;
- передача турагентом исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта при отсутствии у турагента права на такую передачу;
- осуществление субагентом деятельности по продвижению и реализации туристского продукта при отсутствии в реестре турагентов сведений о заключении между субагентом и турагентом договора, предусматривающего передачу исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором.
За указанные нарушения законодательства РФ о туристкой деятельности предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до с100 тысяч рублей.
«Защитим лес от пожара!».
Прокуратура Республики Саха (Якутия), Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) объявляют о проведении
Республиканского конкурса социальной рекламы «Защитим лес от пожара!».
Цель проекта - привлечь внимание общественности к проблеме лесных пожаров, возникающих по вине граждан, формировать в обществе нетерпимое отношение к нарушениям правил пожарной безопасности в лесах, способствовать их предотвращению, предостеречь граждан от серьёзной административной, уголовной и имущественный ответственности.
Положение о конкурсе размещено на портале прокуратуры республики в разделе «Правовое просвещение»: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_14/activity/legal-education/explain?item=75426206
Творческое задание на конкурс размещено в Положении о конкурсе, а также по ссылке: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_14/activity/legal-education/explain?item=75426846
Приём работ осуществляется на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Работы участников будут задействованы в просветительских мероприятиях по профилактике лесных пожаров.
Принимайте участие в конкурсе! Внесите Ваш весомый вклад в защиту лесов от пожаров!
Подробнее ...
Прокуратура разъясняет:
Ежегодно леса Якутии подвергаются серьёзному испытанию лесными пожарами. За пожароопасный сезон 2021 года на территории республики зарегистрировано 1696 лесных пожаров. Прямой ущерб от лесных пожаров составил 3 млрд. 810 млн. руб.85 пожаров возникли непосредственно по вине граждан, 161 по причине самовозгорания (эффект линзы), повторного возгорания, переброса огня, первопричиной которых также скорее всего являлся человек. С начала 2022 года по вине граждан произошло уже 16 пожаров, причины еже 16 устанавливаются.
Виновниками лесных пожаров, как правило, становятся: владельцы земельных участков в лесной зоне или вблизи лесов, в т.ч. сельскохозяйственных угодий, фермеры, сенокосчики, коневоды, лесопользователи, трактористы, кочегары, охотники и рыбаки, ягодники и грибники, работники организаций, эксплуатирующих ЛЭП, иные граждане, находящихся в лесу, вблизи него или отдыхающие на природе!
Наиболее частыми причинами лесных пожаров по вине граждан являются:
- разведение костра в неположенном месте или оставление его не до конца затушенным;
- бросание спички, окурка, стекла, промасленной ветоши;
- сжигание мусора или порубочных остатков;
- поджигание сухой травы, проведение сельхозпала;
- искра выхлопной или печной трубы;
- использование печи кустарного производства;
- ненадлежащая эксплуатация ЛЭП.
В соответствии с правилами противопожарного режима и пожарной безопасности в лесах такие действия не допустимы!
Кроме того, все собственники земель, прилегающих к лесным массивам, обязаны за свой счёт устраивать минерализованную полосу шириной не менее 50 см. или очищать от травы и других горючих материалов полосу шириной 10 метров.
Нарушение названных запретов и обязанностей влечётадминистративную ответственность по ст.ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) со штрафами до 60 тыс. руб. для граждан, 110 тыс. для должностных лиц и 2 млн. руб. для организаций и по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
С начала года в результате патрульно-рейдовых мероприятий составлено уже 145 административных протоколов (1 пол. 2021 - 160) по ст. 8.32 КоАП РФ и 71 по ст. 20.4 КоАП РФ (203).
При ущербе лесному фонду от 10 тыс. рублей виновник несёт уголовную ответственность по ст. 261 УК РФ с максимальным наказанием при квалифицирующих признаках в виде штрафа до 3 млн. рублей или лишение свободы до 10 лет со штрафом до 500 тыс. рублей.
Кроме того, виновное лицо в обязательном порядкевозмещает ущерб,причинённый лесному фонду, почвам, окружающей средеи затраты государствана тушение пожара! (ст. 100 Лесного кодекса РФ). Максимальным размером данные взыскания не ограничены!
Не становитесь виновником лесного пожара!
«С 08 июня 2022 года усилена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Существенно увеличены размеры штрафов за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ).
Соответствующий Федеральный закон от 28.05.2022 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступает в силу с 08 июня 2022 года.
Например, выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением правил пожарной безопасности в лесах на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделённых противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. повлечёт для граждан штраф в размере до 40 тыс. руб., для должностных лиц до 60 тыс. руб., для организаций - до 500 тыс. рублей.
В условиях особого противопожарного режима и режима ЧС нарушение правил повлечёт штраф до 50 тыс. рублей для граждан, до 90 тыс. для должностных лиц и до 1 млн. рублей. для организаций.
Если нарушение правил повлекло возникновение лесного пожара (при условии отсутствия тяжкого вреда здоровью человека и признаков уголовно наказуемого деяния) штраф составит до 60 тыс. рублей для граждан, до 110 тыс. для должностных лиц и до 2 млн. рублей. для юридических (ст. 8.32 КоАП РФ).
Ужесточена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью человека, теперь наказывается штрафом до 50 тыс. для граждан, до 100 тыс. для должностных лиц и предпринимателей и до 800 тыс. (или приостановление деятельности до 30 суток) для организаций.
В случае, когда нарушение названных требований повлекло возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека наказание для юридических лиц составит до 2 млн. рублей (или приостановление деятельности до 90 суток).
Данные поправки введены Федеральным законом от 28.05.2022 № 141-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» и вступают в силу с 08 июня 2022 года
«Усилена ответственность за действия, повлекшие разлив нефти и нефтепродуктов».
В целях усиления ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования законодателем внесены существенные изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие.
Глава 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополняется новой статьей 8.50 «Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов». Теперь на законодательном уровне установлена ответственность за:
-представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию),
-неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,
-неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом,
-неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям,
-неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,
-неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
За указанные правонарушения повлечёт наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Кроме того, к числу правонарушений приравнено неоповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов, оповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов без представления необходимых сведений или представление в уполномоченный орган заведомо недостоверных сведений о факте разлива нефти и нефтепродуктов. В этом случае наказание может быть назначено вплоть до административного приостановления деятельности.