Прокуратура разъясняет (267)

Прокуратура г. Якутска провела проверку исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.

Установлено, что житель города Якутска, имеющий водительское удостоверение, состоит на учете у врача нарколога в связи с наличием у него поведенческого расстройства, вызванного употреблением запрещённых законом средств и веществ.

В целях защиты прав неопределённого круга лиц, устранения угрозы возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью людей прокурор г. Якутска обратился с исковым заявлением в суд о прекращении у гражданина права управление транспортными средствами.

Исковые требования прокурора судом удовлетворены в полном объёме.

Исполнение судебного решения находится на контроле прокуратуры.

 Прокуратура города Якутска провела проверку по факту получения в июле 2023 года ребёнком травмы на детской площадке возле многоквартирного дома по адресу: г. Якутск, ул. Жорницкого, д. 30/1.

Установлено, что девочка 2016 года рождения, находясь на детской игровой площадке упала на острый край бетонных укреплений ножек скамейки и получила ушибленную рану лба.

В ходе выездной проверки установлено, что на площадке имеется 3 скамейки из металлического корпуса, ножки которых выполнены из бетона с выступающими элементами с острыми концами, на углу и в центральной части детской площадки наблюдается повреждение ударопоглощяющего (мягкого) покрытия и др.

По иску прокуратуры с управляющей компании в пользу ребенка взыскана компенсация морального вреда в размере 85 тыс. рублей. Виновное лицо по инициативе прокуратуры привлечено судом к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 30 тыс. рублей, также внесено представление.

Решения суда в законную силу не вступили.

В настоящее время обслуживание дома осуществляется другой управляющей компанией.

Прокуратура города Якутска поддержала государственное обвинение  в отношении 46 – летнего жителя столицы. Он осужден по ч.1 ст. 264.3 и ч.2 ст. 264.1 УК РФ.

В суде установлено, что подсудимый, будучи лишенным водительских прав и имея судимость за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вновь сел за руль автомобиля марки «Тойота Саксид» в нетрезвом состоянии, совершил дорожно-транспортное происшествие, после которого скрылся с места происшествия, впоследствии был задержан сотрудниками ГИБДД.

Суд с учётом мнения государственного обвинителя приговорил мужчину к наказанию в виде исправительных работ сроком на 1 год с удержанием 10% в доход государства, со штрафом в размере 150 тыс. рублей, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года.

Автомобиль марки «Тойота Саксид» конфискован в доход государства.

Приговор не вступил в законную силу.

В целях пресечения правонарушений, а также реализации полномочий прокурора по защите прав, свобод и законных интересов граждан, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право выносить мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Аналогичные полномочия прокурора предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 25.11 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В отличие от должностных лиц уполномоченных органов прокурор не составляет протокол об административном правонарушении, а выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Поводами к возбуждению прокурором дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направляется прокурором для рассмотрения судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП РФ или законодательством субъекта Российской Федерации рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента его вынесения, а по делам об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно.

В целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях прокурор не только выносит постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, но и обеспечивает участие при его рассмотрении в суде.

 

Как известно, дети – наиболее уязвимые члены нашего общества. Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми.

Настораживает то, что часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Опасность этого явления заключается, прежде всего, в том, что дети находятся в полной зависимости от взрослых, включая зависимость правовую. Если насилие исходит от лиц, на которых закон возлагает обязанность и одновременно предоставляет право защищать их интересы, дети полностью остаются без защиты.

Какие права есть у детей?

Главным документом, регулирующим защиту прав детей во всем мире, является Конвенция ООН «О правах ребёнка».

Основными документами, гарантирующими права детей в России, являются Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные закона «Об образовании», «Об охране здоровья» и т.д. Гарантии реализации прав и законных интересов ребёнка урегулированы Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Названные документы предусматривают обширный объем прав и обязанностей детей.

Дети наравне со взрослыми являются гражданами своей страны!

Какие есть права и обязанности у родителей?

Конституция РФ возлагает на родителей обязанность по заботе о детях, их воспитанию.

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

На состояние преступности против детей влияет безответственность родителей, недостаточность разъяснительной работы с детьми по поводу прав и норм поведения.

Родители и лица, ответственные за воспитание детей, обязаны разъяснять детям недопустимость употребления алкоголя, табачных изделий и наркотиков, должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, беспокоится об их безопасности, не допускать пребывание несовершеннолетнего в ночное время в общественных местах без сопровождения.

Какие действия в отношении детей являются противоправными, какие признаются жестоким обращением?

Любые формы психического или физического, в т.ч. сексуального, воздействия на ребёнка, нарушающее его права на личную неприкосновенность – это насилие над ребёнком.

Жестокое обращение с ребёнком, а также побои, оставление в опасности, насильственные действия сексуального характера являются—ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ!

Куда обращаться детям, подвергающимся противоправным действиям со стороны других детей или взрослых

О любых фактах насилия следует сообщать в правоохранительные органы, прокуратуру и психологические службы. Это можно сделать и на условиях анонимности с привидением подробных сведений о личности ребенка-жертвы, а также преступнике.

Конституцией Российской Федерации закреплено право обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином указанного права, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59- ФЗ), который устанавливает также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В случае необходимости, могут быть приложены документы и материалы либо их копии. Обращения подлежат обязательной регистрации в государственном органе, органе местного самоуправления в течение 3 дней с момента поступления.

Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, то оно в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. О переадресации обращения заявитель должен быть уведомлен.

Статьей 11 Федерального закона № 59-ФЗ определен порядок рассмотрения отдельных обращений. Например, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Любое поступившее обращение подлежит обязательному рассмотрению. Срок рассмотрения письменных обращений составляет 30 дней со дня его регистрации, по обращениям, содержащим информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, - 20 дней со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением гражданина, направившего обращение.

За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ.

Федеральным законом от 10.07.2023 № 313-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закреплён перечень оснований для запрета допуска к сдаче экзаменов и (или) выдаче водительских удостоверений.

Существенные изменения претерпели условия получения права на управление транспортными средствами различных категорий. Так, введи отдельные перечни категорий и подкатегорий транспортных средств, право на управление которыми возникает после прохождения обучения и сдач экзаменов и без такой необходимости. 

Иностранные и международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по истечении 1 года с даты получения либо приобретения лицом, являющимся (являвшимся) иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство гражданства Российской Федерации или по истечении 1 года с даты первого после получения иностранного национального водительского удостоверения въезда в Российскую Федерацию их владельца, являющегося гражданином Российской Федерации.

Данные правила не касаются национальных водительских удостоверений, выданных в Республике Беларусь, имеющихся у граждан Российской Федерации и граждан Республики Беларусь, получивших вид на жительство в Российской Федерации.

Кроме того, право на управление транспортными средствами отдельных категорий и подкатегорий предоставляется после прохождения соответствующего профессионального обучения и успешной сдачи экзаменов и при соблюдении определенных условий.

С 1 января 2024 года вступают в силу изменения в статьи 219 и 257 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно нововведениям увеличиваются максимальные размеры вычета с 50 тыс. руб. до 110 тыс. руб. на обучение ребенка (подопечного).

Размер налогового вычета увеличивается с 120 тыс. руб.  до 150 тыс. руб. на обучение, медицинские услуги, физкультурно-оздоровительные услуги, расходы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

По инициативе работодателя расторжение трудового договора с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Если в период беременности истекает срок срочного трудового договора (далее – договор), то работодатель должен его продлить до окончания беременности независимо от причин ее окончания, для чего необходимо предоставить:

- письменное заявление о таком продлении;

- медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. В дальнейшем данная справка предоставляется по запросу работодателя, но не чаще чем 1 раз в 3 месяца. 

При предоставлении женщине в установленном порядке отпуска по беременности и родам договор продлевается до окончания такого отпуска.

В случае, если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. 

Расторжение трудового договора с беременной женщиной допускается при одновременном соблюдении следующих условий, если:

- трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника;

- отсутствует письменное согласие женщины на перевод до окончания ее беременности на имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу);

- имеющаяся у работодателя работа противопоказана по состоянию здоровья.

Федеральным законом от 27.11.2023 № 559-ФЗ внесены изменены в статью 5.31 КоАП РФ, которая дополнена частью 2, предусматривающей административную ответственность за нарушение или невыполнение работодателем, или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению в части охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.

За указанное правонарушение предусмотрено предупреждение либо наложение административного штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей.

Изменения вступали в силу с 08.12.2023

Определение понятия «коррупция» содержится в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон). Названная статья не подразделяет виды совершенных коррупционных деяний на правонарушение и преступление. Ответственность за коррупцию предусмотрена в зависимости от субъекта его совершившего – для физических (ст.13 Федерального закона) и юридических (ст.14 Федерального закона) лиц.

Так, за совершение коррупционных правонарушений для физических лиц предусмотрено наступление уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). При этом Уголовный кодекс не употребляет понятие коррупции как таковое, его элементы использованы в разных уголовных составах, большинство из них объединено в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Среди преступлений коррупционной направленности наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ).

Как в теории, так и в практике нередко возникает вопрос о разграничении понятий «взятка» и «подарок». Основным критерием, разграничивающим взятку и подарок, является безвозмездность последнего. Взятка, в свою очередь, всегда носит возмездный характер - она в любом случае передается и получается за какие-либо действия или бездействие.

Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества (если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица), а также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями, их превышения, либо совершение ими служебного подлога (если эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду).

Привлечение к административной ответственности должностных лиц происходит в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В отличие от УК РФ, правонарушения должностных лиц не объединены здесь в специальную главу. КоАП РФ содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, например, связанных с подготовкой и проведением выборов. 

Специальная административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумя статьями КоАП РФ, одна из которых (ст. 19.28) предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц.

Так, статья 19.28 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100 000 000 руб. (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 000 000 руб.).

Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

Также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.

Естественным способом избежать ответственности за коррупционное правонарушение является неукоснительное соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей всеми, на кого такие обязанности возложены законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница 3 из 20